Вопросы психологии
«Молчать нельзя рассказывать» – где ставим запятую?
По статистике, около 17% подростков сталкиваются с буллингом (в переводе с английского bullying означает «запугивание»), или с травлей. Часто жертвами становятся дети, которые отличаются от большинства. В нашей постоянной рубрике «Психология школьника» – непростая, но острая тема: буллинг среди подростков.
Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус. Он описал этот вид насилия, приводя в пример подростков. Следуя описанию, можно выделить три основных вида буллинга – физический, вербальный, социальный.


Физический буллинг
Физический буллинг – это запугивание через различные агрессивные прикосновения к жертве. Пожалуй, это самый ужасный вид травли, поскольку такое отношение к человеку травмирует его не только морально, но и физически.
Чаще всего для такой травли собирается группа, которая состоит из агрессоров и смотрящих: они требуют что-либо от человека и подвергают его насилию. Из-за возможного шантажа жертва редко рассказывает о произошедшем тем, кто может помочь.
С точки зрения психологии, физический буллинг – явление нечастое, так как он основывается на действиях, которые противоречат нормам общества.


Вербальный буллинг
Вербальный буллинг – это словесные оскорбления. Такой вид травли считается самым распространенным среди подростков, поскольку остается практически безнаказанным. Мало кто из взрослых берется за решение проблем вербальных оскорблений. Многие считают, что правдивых доказательств словесной травли среди подростков просто нет.
Между тем, вербальный буллинг сильно влияет на человека и его мировоззрение. Так, подросток начинает воспринимать себя только в плохом ключе и перестает замечать свои хорошие качества.


Социальный буллинг
Социальный буллинг – это изолирование от общества, то есть запрет на контакт с людьми. Если простыми словами, это бойкот, который проявляется в игнорировании человека.
Как следствие, подросток начинает чувствовать себя пустым местом, перестает воспринимать себя «среди своих» – как человека, который по сути ничем не отличается от других.


Причины буллинга
По своему опыту могу сказать, что подростки, которые задевают других, часто завидуют, или же им просто не хватает внимания. Но детская неокрепшая психика воспринимает это тяжело. У большинства травмированных детей наблюдаются проблемы с отношениями в семье, с успеваемостью и другими сторонами жизни.
Большинство примеров буллинга основывается на внешности, на семейном статусе, на привычках и на характере.
Стоит отметить, что у атакующего всегда есть какие-то внутренние проблемы, и буллинг для него – как выплеск накопившихся негативных эмоций наружу.
При этом несформированная личность часто перенимает у сверстников (или даже у взрослых) плохие примеры поведения, социализации, воспитания. В негативном окружении у подростка может сформироваться даже ненависть к людям.


Как пережить буллинг?
Прежде всего, нужно с кем-нибудь открыто и честно поговорить, чтобы собеседник понял вас и выслушал. Если не можешь довериться маме или папе – доверься друзьям. Если будешь копить негатив (прямо как это делает агрессор) – тебе же в итоге будет сложнее.
Ты можешь рассуждать так: «Я же не настолько слабый, чтобы жаловаться». Но это неверно: каждому нужны поддержка и теплые слова, которые помогут.
Никогда не молчи о буллинге: хотя бы кто-то должен знать, чтобы в любой момент помочь. Без поддержки справиться очень сложно, так что первый и самый важный шаг – это поделиться с кем-то.
Если чувствуешь, что хочешь что-то поменять в себе – например, прическу или цвет волос, фигуру, умения или навыки, – будет лучше, если поймешь причину этого и осознаешь, правда ли тебе это нужно.
Главное – никаких импульсивных действий, пробуй сохранять спокойствие в любых ситуациях, не поддавайся желанию ответить тем же на плохие слова агрессора.
Агрессоры, как вампиры, «высасывают» энергию и «насыщаются» вашими эмоциями. В большинстве случаев они сами в других обстоятельствах чувствовали себя жертвами, испытали не меньшие проблемы, и для них агрессивное поведение – это норма. Как бы странно ни звучало, нужно стать пофигистом и слышать только то, что приятно твоим ушам. У меня сработало то, что перестала обращать внимание на все, меня интересовала только учеба и общение с друзьями.
Но если тебе был нанесен моральный вред, который никак не удается забыть, – каждый день напоминай себе, какой ты уникальный. Каждый особенный, у всех есть отличия друг от друга, и в этом наша индивидуальность! Никто не имеет права нас оскорблять, а тем более – причинять физический вред.
Автор: Мария Громова
Буллинг в школе: распознать и предотвратить
Проблемную тему буллинга важно рассмотреть с разных сторон. Ведь только неравнодушие всех участников образовательного процесса поможет исправить и предотвратить случаи агрессии среди детей и подростков. Редакция журнала «На взлетной полосе» провела опрос среди учителей на проблемную тему. Педагоги поделились ответами на два вопроса: «Как вы распознаете случаи буллинга среди учеников?» и «Каковы стратегии, которые вы используете для предотвращения и пресечения буллинга в классе?».
Анжелика Александровна Бирюкова, учитель русского языка и литературы, классный руководитель
«Я обращаю внимание на изменения в поведении учащихся. Например, на избегание определенных ситуаций или людей, на ухудшение успеваемости, появление следов травмирования на теле. Общаюсь с учениками индивидуально, говорю об отношениях в классе, стараюсь открыто обсуждать такие проблемы.
Для пресечения случаев буллинга говорю о культуре уважения, стараюсь создать атмосферу взаимопонимания и поддержки. Учу ребят навыкам коммуникации, эмпатии и решения конфликтов. Также стараюсь чаще проводить классные мероприятия и игры, направленные на развитие командного духа и сотрудничества.
Конечно, провожу регулярные беседы о буллинге, его последствиях и способах предотвращения. Кроме того, вовлекаю родителей в процесс обучения и воспитания, чтобы совместно с ними создавать безопасную среду для всех учеников».

Ольга Сергеевна Васильева, учитель русского языка и литературы, классный руководитель
«Прежде всего, обращаю внимание на изменения в поведении ученика – например, на пропуски уроков. Также замечаю, если ребенка исключили из чата класса. И радуюсь, что дети доверяются мне как классному руководителю, особенно когда что-то идет не так. Чаще всего ребята сами ко мне подходят, рассказывают о происходящих в их жизни событиях.
Для пресечения и предотвращения буллинга беседую с родителями, выхожу на открытый диалог с детьми (например, во время классного часа), могу привлечь психолога к решению проблемы. Кроме того, регулярно организую мероприятия для сплочения класса – походы в театр, прогулки, посещение музея, квесты. По моему опыту, это помогает преодолеть буллинг».

Мария Юрьевна Белейчева, учитель географии, классный руководитель
«Я использую метод наблюдения и практикую живое общение с учениками по отдельности и вместе, сближаюсь с детьми и спрашиваю все по поводу травли.
Для пресечения самое простое – беседа с классом, беседа с агрессорами и с жертвами. Во время беседы помогаю понять, как нужно реагировать на буллинг и как его избегать, морально поддерживаю ребят».

Татьяна Владимировна Белан, учитель английского языка
«О буллинге либо узнаю от детей, либо сама замечаю, когда ребенок становится замкнутым. Исправить ситуацию помогает беседа с классом, объяснение правил коммуникации в обществе. Также могу привлечь к решению проблемы психолога-специалиста».

Руслан Харасович Фарухшин, учитель физической культуры
«Чаще всего дети выбирают для буллинга одного определенного человека, и нетрудно заметить, что какого-то конкретного одноклассника отдаляют от общества. Кого-то одного избегают, игнорируют, обзывают. Что помогает изменить ситуацию? Еженедельные разговоры, вовлечение отстраненного человека в общество и поддержка жертвы».
Опрос подготовила Мария Громова
Made on
Tilda