История гимназии №66 началась в 1939 году. Тогда в Ленинграде было построено 15 новых средних школ. Все эти школы спроектировал трест «Ленпроект» по программе, принятой Ленинградским советом в 1938 году. И хотя большую часть зданий построили по типовым проектам, были и такие, которые созданы по индивидуальным проектам.
Тогда и построили школу №31 на углу Малого проспекта и улицы Красного Курсанта в Ждановском районе города. 1 сентября 1939 года она открыла свои двери для учеников.
Во время Великой Отечественной войны в здании школы размещался госпиталь.
В сентябре 1944 года школа возобновила работу и ей был присвоен новый номер – 66. Школа снова зажила своей творческой жизнью.
В 1970-х годах на территории бывшего Комендантского аэродрома началось строительство. Сюда, на Аэродромную улицу, которая прошла по первой взлетной полосе России, переехала школа №66. Уже 1 сентября 1974 года на торжественной линейке строители передали директору символический ключ от Комендантского аэродрома.
В тот год школу возглавил Рудольф Васильевич Касторский. Именно он увлек учителей и ребят идеей создания музея истории Комендантского аэродрома.
С 1982 по 2007 годы директором школы была Галина Алексеевна Драгунова. Под ее руководством открылся школьный музей, проходили турслеты, все собирались в лагере труда и отдыха в поселке Тайцы, были организованы агитбригады, шли яркие театральные постановки.
Среди известных выпускников школы – капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, погибший в августе 2000 года на АПРК «Курск», лауреат Государственной премии для молодых ученых Дмитрий Холодняк, ведущий развлекательной игры «Блеф-клуб» Сергей Прохоров, актриса Юлия Маврина.
– Борис Анатольевич, расскажите, пожалуйста, кратко историю создания музея.
– Наш музей был открыт в 1979 году, он посвящён Комендантскому аэродрому, который существовал с 1910 года. Здесь проходила первая в России авиационная неделя, которая считается первым авиашоу в мире. В 1963 году, когда новостройки подошли вплотную к аэродрому, отсюда взлетел последний вертолёт. Тогда было принято решение закрыть аэродром.
Когда построили здание гимназии и здесь открылось учебное заведение, сразу же началась работа по созданию музея и поиску экспонатов. Получается, что сбор и поисковая деятельность ведутся с 1974 года.
Наш музей хранит память о лётчиках, которые базировались на Комендантском аэродроме. Здесь работали известные конструкторы Сергей Владимирович Ильюшин и Николай Николаевич Поликарпов. Здесь проводились испытания первого в мире ранцевого парашюта (его испытывал изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников). Отсюда взлетал великий лётчик Валерий Павлович Чкалов.
Сейчас мы готовим диораму, посвященную Комендантскому аэродрому в годы Великой Отечественной войны. Многие найденные экспонаты связаны как раз с этим периодом. Например, музей хранит вещи летчиков, которые здесь служили, их фотографии.
– Возможно ли, что великие люди, о которых рассказывает музей, имеют связи с нашей современной гимназией? Например, кто-то из них является родственником кого-то из учеников или сам учился в гимназии?
– Да, конечно. Например, у нас есть стенд-экспозиция, посвящённая Дмитрию Колесникову, который учился в нашей гимназии. Он погиб в аварии на атомном подводном крейсере «Курск». Работа над этим стендом продолжается, есть идеи о его расширении.
– А поисковая деятельность сейчас тоже ведется? Как ученики могут помочь в развитии музея?
– Сложность заключается в том, что наши учащиеся сильно загружены. Однако в начале декабря, например, наш ученик принёс в музей новый экспонат. Поэтому можно сказать, что потихоньку поиск экспонатов продолжается.
Ветеранов, которые работали, служили, обслуживали наш аэродром, осталось мало. До 2019 года (если не ошибаюсь) мы проводили с ними встречи. Сейчас же, к кому бы я ни обращался, не найти того, с кем можно было бы поговорить. Все, что могли сделать для музея ветераны, они уже сделали. Например, отдали нам вещи лётчиков и картины, которые висят на стенах музея.
Теперь дело развития музея – за новым поколением.
Рассказывая о гимназии №66, нельзя упустить, что здесь работает музей, в который приходят на экскурсии школьники со всего города. О том, какое историческое значение имеет место расположения гимназии, редакция журнала «На взлетной полосе» расспросила руковолителя музея "Икар" Бориса Анатольевича Ромашова.